воскресенье, 3 марта 2013 г.

Китайские записки. Цзинтайская синь

Из любого путешествия возвращаюсь не только с фотографиями, но и с сувенирами. А как же иначе?! Женщина я романтическая, конечно, но и практицизма не чужда, так что сувенирами, которыми можно пользоваться, а не только смотреть на них, особенно дорожу.
Такими практичными китайскими сувенирами стали коробочки, украшенные перегородчатой эмалью, которые я купила не в городской лавке, а на крупном пекинском заводе, где увидела и процесс их создания. Не сомневаюсь, что подобные вещицы можно купить и дома, но тогда они для меня не будут такими содержательными что ли…
Техника эмалирования очень древняя, она была известна еще в Византийской империи, затем получила развитие в раннем средневековье во Франции, достигнув своего апогея в 14-15 веках в Лиможе.
Коротко говоря, эмалирование - это нанесение специальных эмальерных порошков на металлическую поверхность изделия с последующим обжигом. Есть три основных вида эмали: живописная, выемчатая и перегородчатая.
В первом случае на поверхность кисточками наносится рисунок подобно живописному различными красками на основе эмальерных порошков. Примером таких эмалей могут служить хорошо известные русским ростовская или вологодская эмаль, финифть.
Выемчатая эмаль, Лиможская в частности, предполагает продавливание луночек в металлической поверхности и заполнение их красками различных цветов.
Самым кропотливым, пожалуй, видом эмальерного искусства является перегородчатая эмаль. Суть процесса в том, что на металлическую поверхность изделия напаиваются проволочки, огораживая часть рисунка для заливки определенным цветом эмали. Есть в этом процессе некое сходство с витражом, например.
Чтобы добиться мягких цветовых переходов эмаль различных цветов наносится на поверхность в несколько слоев, причем каждый слой обжигается отдельно.
Так вот именно перегородчатые эмали традиционны для китайского народного творчества. В Китае перегородчатые эмали стали производить в 15 веке, во время правления императоров династии Юань. Китайское название этой техники произошло от имени императора Цзинтай, в период правления которого производство достигло своих вершин, и слова «лань» - синий, а это до сих пор основной цвет, используемый в производстве.
Одна из моих баночек - чайница классической формы, где перегородки отполированы заподлицо с поверхностью, на глубоком синем фоне хорошо виден характерный «облачный» узор.



Вторая моя баночка - шкатулка в виде фрукта с золотым черенком. Перегородки этой шкатулки выполнены из витой проволоки, которая выступает над поверхностью. Очень сложный, изощренный цветочный узор покрывает шкатулку целиком, даже донышко.



Я знаю, что в Китае даже фарфор украшали перегородчатой эмалью, и вообще подобными вещами мог пользоваться лишь император.
Как здорово, что это удивительное искусство доступно теперь и нам, простым смертным.

Все права на фотографические изображения и тексты принадлежат автору Елене Попковой
elena@popkova.ru
ziglinda@mail.ru




Комментариев нет:

Отправить комментарий