четверг, 11 апреля 2013 г.

Мухомор бессмертия


Маленький рассказ про одноглазого Биргера Магнуссона содержал пассаж о грибочках, который, как выяcнилось, стоит обсудить особо.

Так вот, все войска (во все времена, ясное дело) располагали элитными подразделениями, типа, гвардией: это могло означать либо максимальную верность и близость к правителю, либо невероятную отвагу. А вот отвага-то зачастую стимулировалась не только призывами к чувству патриотизма, тем более, что патриотизм - это достояние современного мира. Патриотизм, говорите?... да ведь он уже, кажется, рудиментарен... Ну, это так, ремарка.

И какие только средства не использовали в качестве лекарства для храбрости! Юлий Цезарь, например, поощрял дорогое оружие своих легионеров: как бросишь, отступая, пусть и тяжёлую амуницию, ежели она украшена золотом и драгоценными каменьями? Спартанские же правители ничего не имели против крепкой, мужской, скажем так, "дружбы". И ведь довольно резонно, поскольку трудно представить струсившего воина, рядом с которым сражается любовник: вот уж стыд и срам... 

Средневековые мусульманские войны не обходились без участия ассисинов, боевой запал которых был невозможен без "необузданного демона гашиша", как писал Шарль Бодлер, знавший предмет не по наслышке... Правители древней Персии опирались на своих "Бессмертных", наркотиком для которых была избранность и приближенность к земной сущности божества в лице царя. "Бессмертные" - по существу гвардейцы, число которых было всегда постоянно и составляло десять тысяч лучших из лучших, храбрейших из храбрых и... тщеславнейших из тщеславных.

Переходя, наконец, к викингам, скандинавским мореходам и воинам, замечу, что и в их достаточно однородной среде были, как говорится, самые-самые. Берсерки по-местному.

Чтобы попасть в Валгаллу - скандинавский рай для храбрецов, павших в бою - чего только не сделаешь! Вот и накачивались берсеки брагой, с хрустом уплетали перед битвой мухоморы, пили кровь медведей и волков, чтобы  потерять страх, не чувствовать боли в схватке с противником. А еще, в качестве меры устрашения, эти, уже почти не люди в своем безумии, шли в бой практически не защищенными: в лучшем случае опоясав чресла волчьей шкурой, а то и вовсе без одежды, потрясая не только мечами, но и мужским своим достоинством! И много еще чего говорили о берсерках, да все ли правда? А может, они сами про себя - опять-таки для острастки - распускали  эти слухи? Как знать.

Хотелось бы, наверное, сказать, что детство и юность человечества - эпоха варварства, дикости, жестокости храбрецов, - или безумцев?- мнящих себя бессмертными. Хотелось бы сказать, но...  Но разве экзерциции на плацу под что-нибудь типа "Не плачь, девчонка" не есть способ изменить сознание марширующих солдатиков?  Изменить, да так, что заставит их, зеленых, в полном смысле слова, осознать себя крохотной частичкой огромного организма, которому нипочём потеря капельки пота со своего гигантского лба. Современная военная наука - это уже не только стратегия и тактика, это еще и психология, которая научит или заставит не думать о боли, страдании и смерти. Как же тут не вспомнить и о мухоморах, и об ассисинах, спрашиваю я вас?

Хотелось бы сказать о варварском детстве человечества, хотелось бы. Но разве человечество повзрослело?..

Курганы викингов в Уппсале, Швеция




Все права на фотографические изображения и тексты принадлежат автору Елене Попковой
elena@popkova.ru
ziglinda@mail.ru






Комментариев нет:

Отправить комментарий